hscool ONLINE: Sutras: Preface
ВВЕДЕНИЕ
Ката соединяет всевозможные (различные) техники, которые были созданы
мастерами для того, чтобы мы могли пользоваться и после их смерти их
личным опытом, техникой, менталитетом, серьезно занимаясь этим искусством.
Ката включает в себя также гимнастические упражнения, а также философию.
Победить воображаемого противника в ката означает одержать победу над
самим собой. Если ты не научишься побеждать сам себя, то не сможешь
закалить дух -- вот в чем ценность ката.
Мастер китайской каллиграфии создает художественные образы черной тушью
(sumi) на белой бумаге, подобно тому как мастер каратэ выражает свою
особенность посредством техники.
В ката нужно всегда суметь сконцентрироваться и поддерживать свое "ki" до
конца, до последнего движения сохранить ясный ум и выдержку, спокойствие.
Необходимо научиться координировать дух и силу в каждом движении с ритмом
собственного дыхания.
Shotokan KARATE International KATA (vol.1) HIROKAZU KANAZAWA
Сосредоточение при пении -- это нетронутое сознание и восприятие звучания
собственного голоса. Когда понимаешь свой голос, постигаешь свою
настоящую сущность, настоящую природу. В это время звук и ты более не
существуете отдельно, ты един со вселенной. Поэтому стремясь постичь свою
настоящую природу одновременно постигаешь вселенскую. Ежедневное
постоянное пение все больше и больше будет усиливать чувство внутренней
сосредоточенности. Когда мы глубоко внутренне сосредоточены, можем
управлять чувствами, а также своим состоянием и окружающими
обстоятельствами.
В нашем доме-Дзен люди живут вместе и вместе развиваются. По-началу
прибившие люди имеют предубеждения, в них сильны симпатии, антипатии и
другие вещи. Большинству людей сосредоточение во время пения
затруднительно, мешает хаотичность мышления, множество симпатий и
антипатий. Поэтому, когда поется правильно, понимая свой голос и голоса
окружающих, сознание становится светлым. В просветленном сознании не
остается симпатий-антипатий, лишь только звучание голоса. В конце концов
мы учимся сосредоточению во время пения не для собственного удовольствия,
чтобы было удобно, а чтобы создать ясный путь. Наш путь будет яснее,
станет освещенным, чтобы мы смогли спасти все чувствующие существа от
страданий.
Учитель Дзен Seung Sahn
В то время каратэ было запрещено правительством, поэтому тренировки проходили
в тайне, и ученикам было строжайше запрещено обсуждать с кем-либо сам факт,
что они обучались этому искусству. В дальнейшем я еще выскажусь по этому
вопросу, а сейчас будет достаточно отметить, что занятия по каратэ
проводились только ночью и только тайно. Дом Азато находился на приличном
расстоянии от дома моего дедушки, где я все еще проживал, но мое желание
овладеть искусством каратэ было так велико, что мне никогда не казались
длинными эти ночные прогулки. Через два года занятий каратэ я понял, что мое
здоровье значительно укрепилось и я уже не был тем хрупким ребенком, каким
был раньше. Я наслаждался каратэ, но больше всего я считал себя обязанным
этому искусству за улучшение моего общего состояния, и именно в это время я
стал серьезно думать о том, чтобы сделать Каратэ-до стилем жизни.
...Каждую ночь на заднем дворе Азато под присмотром мастера я занимался ката,
снова и снова, неделю за неделей, иногда месяц за месяцем до тех пор, пока
мое выполнение ката не удовлетворяло мастера. Это постоянное выполнение
одной единственной ката было изнурительнм, часто изматывало меня, а иногда
было унизительным. Неоднократно мне приходилось слизывать пыль с пола
додзе (зала) или на заднем дворе Азато. Но тренировки были строгими, и мне
никогда не разрешалось переходить к следующей ката, пока у Азато не было
уверенности, что я удовлетворительно понял ту, над которой работал.
Хотя ему уже было много лет, он всегда сидел прямой, как палка, на балконе,
если мы работали во дворе, а рядом стояла зажженная лампа. Иногда, будучи
совершенно измученным, я не различал даже света лампы. После выполнения ката
я ждал его устного заключения. Оно было всегда немногословным. Если он был
неудовлетворен моей техникой, то говорил: "Делай снова!" или "Еще немного!"
"Еще немного" длилось так долго, что я покрывался потом и чуть не падал.
Таким образом он мне сообщал, что еще что-то надо доработать, чем-то еще
овладеть. Если он считал мое исполнение удовлетворительным, то свой приговор
он выносил кратко: "Хорошо!" И это единственное слово было его самой высокой
похвалой. И пока он не произносил это слово несколько раз, я не смел просить
его разучивать новую ката.
Гичин Фунакоши. "КАРАТЭ-ДО: МОЙ ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ"
Вместе со своими учениками я провел колоссальную работу, пытаясь постичь, в
чем состоит Путь Хэкера. Воспоминания о моем периоде обучения в Московском
Городском Дворце Пионеров и Школьников, разговоры со знакомыми хэкерами,
несколько воспитанных мною хэкерских поколений... Итоги этой длительной
работы вы держите в своих руках.
Хэкерские Сутры -- это тексты на самых различных языках программирования,
работа над которыми сможет усилить ваш интеллект, воспитать культуру
программирования, откроет перед вами новые техники программирования. В них
заложены не только безупречный синтаксис языков программирования и мой более
чем десятилетний опыт, но и опыт предыдущих поколений программистов и
хэкеров, переданный мне как с помощью личной передачи, так и взятый из
множества исходников, реконструированного кода и книг.
Основная форма работы над Сутрами -- набивка, доступна каждому и не требует
особо дорогой техники. Замечательно, если у вас есть возможность проверить
правильность набивки экспериментальным путем, с помощью компилятора. Если
у вас нет требуемого компилятора, не печальтесь -- есть повод развить
внимательность, сличая набитый текст с оригиналом, приведенным в этой Книге.
В Сутрах нет случайностей, в них важно все. Содержание и расположение
комментариев, размер букв и количество пробелов, все имеет свой смысл и
особое назначение.
Глупо сводить Сутры к одному лишь обучению слепому десятипальцевому методу
работы на клавиатуре. Работая над Сутрой, вы постепенно учитесь различать
слова-токены незнакомых вам языков, затем целые предложения (statements).
Когда-нибудь Сутра зазвучит вам в своей целостности красивым алгоритмом. Но
помните, что Сутра -- несравнимо больше, чем просто оптимально составленная
программа. Чтобы понять все идеи, заложенные в основания Сутры, вам
потребуются сотни, а иногда и тысячи часов напряженной и интересной практики,
желательно под руководством опытного гуру.
Уметь понимать сложные тексты на различных языках программирования -- умение,
необходимое для любого хэкера. Способность показать свое понимание при
набивке программы, проникнуть в мысли ее творца, реконструировав весь процесс
ее создания -- от выбора алгоритма до выбора названий переменных, вот то, что
по праву может называться Искусством. Помните слова великих Мастеров, в
равной мере приложимых и к нашему Искусству, и постарайтесь постигнуть то
состояние, о котором они говорят нам.
Арви Хэкер (AtH//HPG@hMoscow)
:
hscool@netclub.ru