B1:4 Атака Дракона. Обратное действие, перевод из десятичной системы счисления в произвольную, мы называем Атакой Дракона: Y_10->X_n. Это действие обычно выполняется, когда мы хотим ввести информацию внутрь компьютера. Мы живем в десятичном мире, а компьютер -- в каком-нибудь шестнадцатеричным. И для того, чтобы ввести что-нибудь наше в его мир, "Атаковать", нам придется перевести это в чужую систему счисления.
Тут надо уметь делить. :-) Переведем числа, полученные при Укрощении Дракона, обратно, в "родные" системы счисления, последовательно деля их на основание, пока не получится число, меньшее самого основания. Это число столбиком уже не разделишь. :-)
48 | 3 127797| 22
-3 +-----+ -110 +------+
-- | 16 | 3 --- | 5808| 22
18 -15 +----+ 177 -44 +------+
-18 -- | 5 | 3 -176 -- | 264 | 22
-- 1 -3 +---- --- 140 -22 +----
0 -- | 1 197 -132 -- | 12=C
2 -176 --- 44
--- 88 -44
21=L -88 --
-- 0
0
Результат считывается из последнего частного и остатков, собираемых в обратном порядке. Так в первом случае получаем 1210_3, а во втором -- C00L_22.
Попробуйте перевести числа, получившиеся при самостоятельной практике Укрощения, обратно, в их исходные системы счисления. Попробуйте несколько десятичных чисел перевести во всякие странные системы счисления и обратно.
>>>
Если вы умеете хорошо делить в уме (или используете калькулятор), то удобнее использовать другую запись:
48|0 127797|21=L
16|1 5808| 0
5|2 264| 0
1| 12=C
Здесь при каждом делении остаток записывается справа от черты, а частное -- внизу. Как всегда, при Атаке ответ считывается в обратном порядке -- снизу вверх.
Составьте программу, выполняющую автоматический перевод в любую систему счисления.
<<<
<<<B1:4 EOF>>>