Анкета
Сразу скажу, что при подведении итогов возраст детей учитывался. Причем в обе стороны. То, что пятикласник знать не может (а если знает, то засчитывалось в плюс), одиннадцатикласнику не знать стыдно.
Поскольку решивших задание было немного, при оценке работ оценивалось все. Если человек забыл принести на конкурс ручку, хотя я каждому(!) напомнил об этом, это уже говорило о несобранности и рассеянности кандидата. При боевом хэкерстве "забывчивость" может обернуться людскими потерями.
Странно, но при подведении результатов пришлось учитывать грамотность кандидатов. Тем, кто писал "не" с глаголами слитно, изучал странный "англиский", хотя даже в анкете (перед глазами) неоднократно было написано "английский" и совершал другие грубые ошибки, заниматься информатикой еще рано. Набивание текстов на клавиатуре совсем отучит их писать ручкой. Надо уделить больше внимания русскому языку, а то если и возьмут в какой-нибудь институт, то разве что дворником.
Родители, если вам хочется, чтобы ваш ребенок поступил в ВУЗ, обратите внимание на его почерк. Не будет ли премной комиссии просто противно разбирать его каракули, пытаясь увидеть хоть какую-то мысль, скрытую за орфографическими и грамматическими ошибками? Станут ли они этим заниматься или сразу поставят минус?
Как я ни пытался отсеять "пользователей" (на компьютерном слэнге -- "юзеров") еще во время записи, несколько их все-таки прорвалось на конкурс. Как еще можно назвать тех, кто ставил крестик в графу "пользовательские курсы", проигнорировав графу "программирование"?!
Мало шансов было также у тех, кто не смог высидеть весь конкурс, сражаясь с непонятными буковками. Если даже такой сильный стимул, как конкурс, не может заставить их удерживать рабочее состояние (hack mode) на протяжении трех часов, как же они смогут выдерживать еженедельные двухчасовые занятия?
Задачи были сложные, за короткое время их не решить. Хэкерам, для того, чтобы быть настоящими компьютерными ковбоями, иногда приходится тратить несколько дней на решение сложной задачи, вставшей перед ними. Те, кто не выдержал даже двух часов напряженной умственной деятельности и сдал работы с нерешенными заданиями, не прошли.
Большинство проигнорировало просьбу писать ответы к заданиям на обратной стороне самих заданий. Насколько я понял, это большинство просто не отличает решение от ответа. Мне кажется, виноваты в этом школьные учителя математики, не приучившие ребят писать "Ответ:" в конце каждого упражнения. В моей второй школе за этим очень следили. И если после решения не было слова "Ответ:", задача просто не засчитывалась.
Табличка под номером три показывала представления подростка о себе и его желание изучать различные науки, вступительные задания -- его реальные знания.
Кстати, "ломать" программы обозначает их изменять, а не менять. Меняют программы на Митинском радиорынке и в ДК Горбунова, да и то с неохотой.
Большинство кандидатов сообразило, что нарушать закон это не только невыгодно, но еще и не к нам. Задача нашей Школы -- доказать, что хэкеры -- не малолетние бандиты-террористы, как их рисует пресса, а компьютерные вундеркинды-профессионалы. Показать обществу на примере, что обладание развитым интеллектом и глубокими знаниями подразумевает также наличие нравственности и элементарного здравого смысла. Если учесть количество тех, кто собирается бороться с компьютерной преступностью, печальная участь гипотетических хэкеров "Темной Стороны Силы" ("хакеров", как их называет пресса) уже предрешена. Многие, правда, отмечали, что современное законодательство составлено безграмотными в компьютерном отношении людьми и полностью соблюдать его сейчас, увы, невозможно.
Почему были вопросы про курение и алкоголь? В Америке курящему человеку сложно не только устроиться на работу, но даже найти место для курения в приличном офисе. У нас, в России, идет быстрый процесс расслоения общества. Если вы выбираете сигарету и бутылку, то должны четко осознавать, что место в приличной фирме вы уже не получите. Соответственно, если вы хотите идти на курсы, то самые лучшие курсы, из тех, что пригодится вам в жизни -- курсы повышения квалификации дворника. Если же курящий и пьющий молодой человек хочет заниматься интеллектуальным трудом, максимум, на что он может рассчитывать -- шарашка типа раздутых советских НИИ, если они еще останутся к тому времени. А там такая квалификация, которую дает наша Школа не требуется.
Что касается наркотиков, то тут положение намного сложнее. В последние пять лет, когда государственная система перестала их сдерживать, они хлынули в наше общество. В общеобразовательные школы, в институты, принимая размер поистине национальной трагедии, портя русский генофонд. Круг интересов наркомана -- психологические эффекты химических отравлений и где бы найти деньги на очередную дозу, а не хитрые особенности компьютеров и интеллектуальные головоломки. Наркотики -- это анизотропное шоссе, дорога в одну сторону, по которой вернуться сложнее, чем взбежать по спускающемуся эскалатору. Мы не собираемся создавать мафию, где опустившиеся люди взламывали бы сети ради очередной дозы.
Поэтому, конечно, предпочтение отдавалось ребятам без вредных привычек. Тем, кто заявил о своих вредных привычках, для прохождения конкурса требовался больший интеллектуальный уровень. Скрывать же подобные вещи практически бесполезно. От случайного попутчика скрыть свое пристрастие к сигарете просто. Но от людей, с которыми будете регулярно и интенсивно заниматься, на протяжении, надеюсь, нескольких лет, невозможно.
Тем, кто считает, что не прошел по этой причине, советую выбрать, что для вас важнее -- вредные превычки или компьютеры. Надеюсь, вы придете к правильному решению и на следующий год сможете поступить к нам. Куря, употребляя спиртные напитки и наркотики, вы смешиваетесь с огромной серой толпой, выбираете себе соответствующий круг знакомых.
Хочется видеть нашу Школу оазисом в этом несовершенном мире, где люди без вредных привычек могли бы посвятить свое время интеллектуальному самосовершенствованию. Возможно, позже в нашей Школе появятся другие учителя, более неразборчивые в людях. Но мои группы будут всегда оставаться такими.
AtH//HPG@hMoscow
1998г, Москва
исправления и добавления: 1999г, Москва